Не горы, прямо скажем. Сейчас они на местности опознаются по установленным на них ветрякам. Погода 16 апреля 1945 г., правда, была плохая, нелетная.
Надо сказать, что если бы ветрогенераторы стояли в 1945 г., их бы взорвали, чтобы не давать ориентиров советским артиллеристам. Это было сделано с церковью в Зеелове - городке на шоссе на Берлин, стоящем на краю высот. Делай раз:
Делай два:
На всякий случай подчеркну: это кадры подрыва кирхи немцами. Население из района боевых действий отселялось.
Церковь восстановили уже в наше время:
В Зеелове родился один из основателей сети Quelle и на его деньги в 1990-х церковь отстроили в том виде, в котором она была до взрыва нацистами.
Итак, еще в темноте 16 апреля 1945 г. зажглись прожекторы, началось наступление. Прожекторы обычно ругают, но главные события первого дня наступления происходили когда прожекторы давно выключили. Ближе к полудню войска ударной группировки 1-го Белорусского фронта вышли к естественному противотанковому рву, мелиоративному каналу Хаупт-грабен. Он где-то на полпути от передовых позиций советских войск до кромки Зееловских высот.
Вот каким Гаупт-грабен предстал в апреле 2011 г., вид с мостика на север:
В. И. Чуйков писал: «Особенно упорное сопротивление противник оказал на канале Хаупт, который проходит по долине, огибая подножие Зееловских высот. Вешние воды сделали его глубоким, непроходимым для наших танков и самоходных орудий. А немногочисленные мосты обстреливались артиллерийским и минометным огнем из-за Зееловских высот и прямой наводкой закопанных и хорошо замаскированных танков и самоходных орудий».
Так или иначе с Гаупт-грабеном столкнулись и 5 уд.А, и 8 гв.А, наступавшие на направлении главного удара. Он заставлял нести потери и тратить время. Севернее на рубеже Гаупт-грабена понесли тяжелые потери танковые полки 7-й гв. тяжелой танковой бригады("белые медведи"): 105-й полк потерял 10 танков ИС сгоревшими, 4 танка подбитыми и 1 подорвавшимся на мине, 106-й полк — 6 танков сгоревшими и 1 подбитым.
Гаупт-грабен с мостика, вид на юг:
Перегорожен какими-то шлюзами.
Вот сам мостик:
Это был один из двух мостов, оставшихся целыми в полосе наступления 8-й гвардейской армии. Точнее будет сказать, что его взрыв был предотвращен советскими саперами. Мост на Рейхсштрассе №1 взорвали, а этот, к югу от шоссе - уцелел. Его захватила 27-я гвардейская стрелковая дивизия.
Я не зря говорю "его". Мостик остался с тех времен, на нем есть дата постройки:
В переводе "Мост рыбака".
Мост хранит на себе следы попаданий с апреля 1945 г.:
После пересечения Гаупт-грабена советские войска вышли к Зееловским высотам, вот они вблизи:
Снимок сделан из района к северу от шоссе на Берлин.
Вот карта подступов к Зееловским высотам и самих высот по обе стороны от Рейхсштрассе №1(циферка 1):
Снимок выше сделан из точки где-то у буковки L на этой карте.
Вместо ветряков на высотах в 1945 г. стояли длинноствольные 88-мм ПАК-43.
Наступление с востока на запад вдоль Рейхсштрассе №1 прямо на Берлин требовало преодоления серьезных препятствий. Высоты сами по себе небольшие, всего около 50 метров, но с крутыми склонами.
Даже пехотинцу в полной выкладке взбираться по такому склону задача не из легких. Процитирую сам себя: Поддержать прорыв пехоты на высоты самоходные установки не могли — крутизна ската высоты была непреодолима для СУ-76, а подняться на высоту по шоссейным дорогам не было возможности, так как они перекрывались обширными минными полями. Минные поля были обезврежены только к исходу дня.
Как это выглядело с немецких позиций? С высот открывается вид на долину Одера:
Снимок сделан с площадки музея Зееловских высот, она расположена на кромке высот. Сам музей на восточной окраине городка Зеелов. Вынесенный увеличенный фрагмент - две трубы в Кюстрине. Т.е. Рейхсштрассе №1 - слева от нас.
В музее Зееловских высот есть макет местности, на нем хорошо видны условия "с птичьего полета".
От Зеелова на восток, на Кюстрин идет прямое как стрела шоссе - Рейхсштрассе №1. На дальнем конце макета - Одер.
Фалличный выступ перед высотами это так называемый Рейнтвейн-шпур, его 8-я гв. А заняла в процессе борьбы за плацдармы в марте 1945 г. На Рейнтвейнском выступе были наблюдательные пункты Чуйкова и Жукова, помечены треугольником на макете местности. Точнее будет сказать, что Жуков и Чуйков были на разных командных пунктах, на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга. Не знаю уж почему они не ужились на одном пункте.
Вот как этот выступ выглядит с высот:
Но если бы восточные крутые склоны как-то преодолели, то на этом трудности не закончились. Буквально в сотне метров от склона идет глубокий овраг, через который с севера на юг проходит железная дорога:
Мост через железную дорогу на Рейхсштрассе №1 был взорван. Вот он в наши дни(прошлогодний снимок):
С другого ракурса(снимок этого года):
Железная дорога сейчас почти заброшена. В апреле 1945 г. по ней ездил немецкий бронепоезд из установленных на платформах неходовых танков, пока его(поезд) не убили штурмовики.
Прорываться через эту череду препятствий - склон, овраг стоило бы больших жертв. В лоб вдоль шоссе через Зеелов долбиться не стали. Главная ударная сила 1-го Белорусского фронта, две танковые армии пошли в обход высот. Вот на этом снимке из долины Одера, на подходе к высотам видно, что они сходят на нет, это к северу от Рейхсштрассе №1.
По карте и макету местности северная кромка высот тоже хорошо видна. 1-я и 2-я гв. танковые армии пошли на запад по открытой, хотя и заросшей лесом местности, преодолевая не склоны, а каналы и мелкие речки.
Однако это был маршрут для танковой армии Катукова, а у 8-й гвардейской армии Чуйкова была своя полоса и его гвардейцы могли пользоваться обходом по открытой местности лишь частью сил(через Вербиг, см. карту). Направлением локального прорыва стала дорога через Людвиглуст на Фридерсдорф(на вышеприведенной карте - к югу от Зеелова). Дорога здесь проходила сквозь высоты через арку-мост:
Поверх высоты шла железная дорога. Фактически высоты в этом месте были большой железнодорожной насыпью.
По обе стороны от арки - достаточно крутой склон:
Пехотицы могли их преодолеть, но без танков. Соответственно по другую сторону насыпи оказывались в затруднительном положении перед лицом немецких контратак. Процитирую сам себя: ...действительно серьезные проблемы начались после захвата Людвиглуста. Железная дорога проходила по высокой и крутой насыпи, поэтому артиллерия и танки могли ее пересечь только по шоссе Людвиглуст — Фридерсдорф. Шоссе проходило в глубокой выемке, через которую был перекинут железнодорожный мост. Мост был взорван еще до подхода советских войск к Зееловским высотам, и его обломки образовали завал поперек узкого дефиле. Пересекавшая железнодорожную насыпь пехота 27-й гв. стрелковой дивизии попадала под контратаки танков и САУ противника и без поддержки своей артиллерии и танков продвигаться вперед не могла. Наступление застопорилось в ожидании пробивания саперами проходов для танков в искореженных остатках железнодорожного моста.
Вот арка-мост вблизи:
Довольно большая, два трейлера по разным полосам легко пройдут.
На освобождения арки от обломков для пропуска танков была потрачена ночь. Вот арка с западной стороны:
Опять процитирую сам себя: К утру 17 апреля были пробиты проходы для танков и артиллерии в обломках железнодорожного моста на шоссе Людвиглуст — Фридерсдорф. Это позволило 29-му гв. стрелковому корпусу продолжить наступление. Ударом по сходящимся направлениям 27-й и 74-й гв. стрелковых дивизий при поддержке 40-й и 44-й гв. танковых бригад Фридерсдорф был окружен и захвачен. Дальнейшее продвижение было остановлено. Во второй половине дня корпус лишился поддержки двух танковых бригад 1-й гв. танковой армии, уведенных на более перспективное направление. В донесении группы армий «Висла» в ОКХ эти события описывались так: «Атакующий из Дольгелина и Фридерсдорфа в юго-западном направлении противник был остановлен контратакой танковой дивизии «Курмарк» и отброшен до центра Дольгелина и района к западу от Фридерсдорфа»
Добавлю, что с проходом танков и самоходок через арку отбивать контратаки было уже веселее. Атакующие Пантеры из «Курмарк» были фактически перебиты ИСами и СУшкам. Но для отражения этого удара пришлось остановиться.
Тем не менее прорывом во Фридерсдорф и охватом по северной кромке высот 8-я гвардейская армия смогла создать угрозу с флангов немецкой группировке в районе Зеелова и заставить ее отходить на запад. Оборонявшаяся в районе Зеелова 20-я моторизованная дивизия отошла в Берлин. «Курмарк» отбросили в Хальбский котел.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →