Доктор Гильотен (dr_guillotin) wrote,
Доктор Гильотен
dr_guillotin

Category:

Взятие Берлина в феврале 1945 г.

Почитал пропущенный в прошлом году(когда я 1945 г. еще не интересовался) материал "Родины" в котором четко описывается версия В.И.Чуйкова о возможности взять Берлин в феврале 1945 г., сразу после захвата плацдармов на Одере. Почитал и понял, что Василию Ивановичу снесло башню, что было усугублено традиционным для мемуаристов приступом амнезии.
В первую очередь следует отметить, что армия В.И.Чуйкова действовала южнее Варты и позднее 5-й ударной армии завязала бои за плацдармы на Одере. Вследствие это 8-й гв. армии досталась меньшая часть самолето-вылетов немецкой авиации, работавшей по плацдармам и подходящим к Одеру войскам. Интенсивность боев за плацдарм в полосе армии Чуйкова также была несколько ниже, чем у Н.Э.Берзарина. Общие сведения о борьбе за плацдармы на Одере см. здесь. Там же есть карта.
1) Чуйков почему-то ставит под сомнение сведения о боевом составе противника. «Группа армий «Висла» сколачивалась на ходу из разбитых в Восточной Пруссии армий. 11-й армии не было и в помине. Если бы она была, она бы участвовала в боях». 11-я танковая армия СС Феликса Штайнера не была фантомом. Она собиралась не из восточно-прусской группировки противника, а из выписанных из Курляндии войск(переправленных по морю) и резервов. В ее подчинении в феврале 1945 г. были XXXIX танковый корпус, III танковый корпус СС и X корпус СС.
2) Чуйков почему-то расчитывает силы противника, исходя из количества пленных: «В Восточной Померании вы взяли в плен 47 тысяч, а в Познани больше, чем в Померании, — 62 тысячи». Теоретически, конечно, допустимый подсчет, но в померании имело место спрямление фронта по Одеру и войска XXXIX и III SS танковых корпусов отошли на этот рубеж, а не попали в плен. Потом Чуйкову пришлось с дивизиями III танкового корпуса СС сражаться на подступах к Берлину и в самом городе.
3) Еще одним тезисом Чуйкова был разгром противостоявшей 1-му Белорусскому фронту на Висле 9-й армии. Ее состояние он характеризовал совершенно уничижительными эпитетами: «9-я немецкая армия была разбита вдребезги. Да, на севере было 38 дивизий, но на фронте 600 км, дивизии, разбитые «в доску»». Однако следует заметить, что от старой 9-й армии на Одере действовало только армейское управление. Ему были подчинены свежесфомированные или переброшенные с других участков фронта соединения, никак не пострадавшие в ходе боев на Висле. Поэтому ставить знак равенства между 9-й армией в составе группы армий «А» и 9-й армией в составе группы армий «Висла» просто некорректно. Если на 25 ноября 1944 г. в составе 9-й армии числились VIII армейский корпус, XXXXVI танковый корпус и IV танковый корпус СС, то на 1 марта 1945 г. 9-я армий состояла из V горного корпуса СС, XI корпуса СС и CI армейского корпуса.
4) Чуйков экстраполирует сопротивление немцев в Польше на последние километры до Берлина. Он говорит о том, что советские войска прошли 500 км, до Берлина оставалось в феврале 60 км и мы остановились, не пошли дальше. И далее «Удары 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов разгромили армии противника в Польше, и мы шли «руки в карманы», преследовали противника. Рубежей обороны у немцев было построено много, но они нас не задерживали. Мы их прошли легко и с ходу форсировали Одер. Одна дивизия была у противника свежая, мы ее разгромили. Неверно, что противник остановил нас у Одера». Сопротивление советским войскам на плацдармах у Кюстрина резко возросло в сравнении с Висло-Одерской операцией. Это хорошо видно по статистике потерь (цифири взяты из табличек в делах 5-й уд. армии) В ходе прорыва фронта в Висло-Одерской операции потери (14 — 17 января) общие потери 5-й ударной армии составили 5564 человека или 8,4 %, а в период преследования (18 — 31 января) еще меньше — 2229 человек или 3,7 %. Потери 5-й ударной армии в феврале 1945 г. составили 24,7 % численности. Потери 8-й гв. армии были пониже, но у нее и дивизии были менее комплектными.
И последнее, самое главное. В.И.Чуйков "забыл", что не его остановили, а 4-й и 28-й гв. стрелковые корпуса были остановлены немцами после образования плацдармов. Попытки их расширить натолкнулись на контратаки согнаных на Одер "кампфшуле", и танко-гренадерской дивизии "Курмарк", которой срочно выписали 45 "Пантер" из свежего выпуска заводов. Эти "Пантеры" и треснули по плацдарму 8-й гв. армии, предотвратив его расширение. Уже 6 февраля два стрелковых корпуса армии Чуйкова (29-й гв. ск штурмовал Познань) сами, подчеркиваю, сами перешли к обороне. Это в явном виде отражено в их журналах боевых действий. Текст примерно такой "пытались наступать, но контратаки, контратаки и ничего не вышло". Возможно именно здесь кроется причина того, что у Чуйкова дата стоп-приказа плавает от 4-го до 6-го февраля.

Crossposted to warhistory
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments