Доктор Гильотен (dr_guillotin) wrote,
Доктор Гильотен
dr_guillotin

Categories:

Кеттенкрад: не "панцер", но определенно "шуш-"

В ряду немецкой техники Второй мировой Кеттенкрад стоит особняком. Непонятно было, ради чего прагматичные немцы создали этот гусеничный мотоцикл. Кеттенкрад казался доведением до абсурда идеи оснащения армии полугусеничной техникой. Давно хотел про него что-нибудь почитать. И вот порадовали старика: в ноябрьском номере журнала «Off-road drive» за 2008 г.* про Кеттенкрад рассказали хорошо и подробно. Как в рамках тест-драйва, так и в рамках исторической справки. Попробую собрать основные факты по нему, как из статьи, так и известные мне ранее.

Photobucket

Наш герой в музее


Создателем Кеттенкрада был Генрих Книпкамп, сын прославленного И.Кошкиным Эрнста Книпкампа. Первоначально полугусеничная машина на базе мотоциклетных агрегатов позиционировалась как «легкий сельскохозяйственный тягач». Но в 1938 г. интереса не вызвала и отнеслись к ней как к курьезу. Книпкамп-младший предложил гусеничный мотоцикл военным, но понимания не встретил. Ситуация изменилась с развитием воздушно-десантных войск Третьего Рейха. На вооружение десантников стали поступать легкие зенитки, противотанковые пушки, на горизонте замаячили безоткатные орудия. Доставить все это счастье самолетами было еще реально(посадочным способом разумеется). Но ни о каком маневре не могло быть и речи. Да и самим десантникам предстояло тащить боеприпасы, взрывчатку и др. припасы на своем горбу. Тут-то и вспомнили о легком тягаче Книпкампа-младшего. Производство было поручено фирме NSU Werke AG, занимавшейся производством мотоциклов. Именно тогда тягач получил наименование Кеттенкрад(Kettenkrad) т.е. гусеничный мотоцикл. После нескольких опытных машин в июле 1940 г. началось производство Кеттенкрадов нуль-серии. До начала операции по захвату Крита в мае 1941 г. было выпущено 500 Кеттенкрадов, в войска попали 200, а непосредственно в боевых действиях приняли участие всего около полусотни.

Photobucket

Кеттенкрад выгружается из грузового отсека Ю-52.

С парашюта Кеттенкрады сбрасывать не собирались - его масса в 1200 кг превосходила возможности «тетушки Ю» по перемещению грузов на внешней подвеске (800 кг). Однако помимо посадочных десантов на Ю-52 Кеттенкрады могли высаживаться с первой волной десанта на планерах. Вот ролик, демонстрирующий этот процесс(мой первый опыт с Ютубом, сильно не бейте):


Кроме десантников Кеттенкрадом заинтересовались горные части Вермахта. Им также был нужен транспорт, способный пробираться по горным тропам с пушкой на буксире. Использование жЫвотных, конечно, было реакцiонно, но раздувало штаты.
Photobucket

Кеттенкрад на испытаниях с 75-мм горным орудием обр. 1936 г. на буксире


Так бы и остался гусеничный мотоцикл экзотическим транспортным средством десантников и горных егерей, но осень 1941 г. и столкновение с Rasputsitza на территории СССР заставили расширить область применения Кеттенкрадов. Немногие попавшие на Восточный фронт осенью 1941 г. Кеттенкрады(судя по имеющимся фото, они попали в части связи) получили восторженные отзывы. В итоге NSU получила новый заказ на 1000 Кеттенкрадов, из которых до конца 1942 г. было сдано 985 машин. Они попали в штаты подвижных соединений Вермахта и использовались не только на Восточном фронте. Так бригады Пантер(изобретение Гитлера лета 1944 г.) должны были иметь по штату 69 Кеттенкрадов. Осенью 1943 г. был введен штат разведывательной роты на Кеттенкрадах(227 человек, 61 Кеттенкрад, 7 обычных мотоциклов и 15 грузовиков и тягачей). В случае с разведротой Кеттенкрады заменяли дефицитные БТРы. Они были дешевле и обладали сравнимой с Ганомагами проходимостью.

Что же собой представлял гусеничный мотоцикл? Было бы странно, если бы творение Книпкампа-младшего не несло в себе благородного безумия. В каждом траке гусеницы был игольчатый подшипник. Соответственно в каждой отливке трака сверлился канал для смазки этого подшипника, а обслуживание машины предусматривало шпринцевание всех траков обоих гусеничных цепей. Помимо подшипника конструкция трака включала привинчивавшуюся четырьмя винтами резиновую подушку. Эта деталь вообще было характерна для траков немецких полугусеничников. Выглядели траки Кеттенкрада вот так:
Photobucket

По дороге с твердым покрытием Кеттенкрад ехал, опираясь на подушки траков. На мягком грунте подушки погружались в него и становились грунтозацепами, а общая площадь опоры возрастала за счет остальных частей трака. Удельное давление на грунт при этом снижалось до приемлемого предела.
Однако на траках благородное безумие, пожалуй, заканчивалось. Двигатель мощностью 36 л.с. был взят от легкового автомобиля Опель «Олимпия». Он устанавливался в отсеке за водительским местом. На верхнем фото хорошо видны решетки охлаждения двигателя. Трансмиссия включала трехскоростную коробку передач с понижающим рядом(я его знаю как демультипликатор, но в «Off-road drive» такой термин не употребляли). Понижающий ряд позволял двигаться со скоростью буквально 1-2 км/ч. С гусеницами КПП соединялась через бортовые фрикционы - агрегат, типичный для многих танков, от Т-26 и БТ до Т-34. Он имел всего два положения - включен и выключен. Никаких архитектурных излишеств вроде двухпоточной трансмиссии или планетарных механизмов поворота на гусеничном мотоцикле не было.

Управление Кеттенкрадом комбинированное. Т.е. при повороте руля на угол до 12 градусов работает переднее колесо, а в диапазоне от 12 до 38 градусов в дело вступают бортовые фрикционы. Понятно, что колесом можно рулить только на хорошей дороге. Проводивший тест-драйв для журнала отмечал, что переход на управление фрикционами довольно неприятный: при повороте руля на большой угол машина резко дергается в сторону центра поворота. В тяжелых дорожных условиях переднее колесо рекомендовалось вообще снимать и Кеттенкрад управлялся по-танковому, включением/выключением фрикционов гусениц. Вот так:

Photobucket

Кеттенкрад горных егерей, предположительно, на Кавказе. Лето 1942 г.


В наследство от мотоцикла Кеттенкрад получил не только руль с передним колесом, но и сиденье водителя. Это было мотоциклетное седло, а не кресло:
Photobucket

Пробки справа и слева от водителя это горловины топливных баков. Сидеть в окружении горючего под пулями было, надо думать, не слишком уютно. Еще одна пробка, слева от руля, несмотря на близнецовое сходство с пробками баков, закрывала аптечку. Рычаг посередине это рукоятка коробки передач - они у Кеттенкрада включались уже не по-мотоциклетному, а по-автомобильному.

Вообще же должен сказать, что экзотичность и безумие Кеттенкрада несколько преувеличены. Немцы просто могли себе это позволить. Чем-то его история напоминает историю МП-38. Тот тоже вначале был оружием специальных частей, но потом получил сравнительно широкое распространение в германской армии.

*-журнал в ларьках не продается, не-водителю его купить проблематично - распространяется на заправках.
Tags: война, матчасть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →