Доктор Гильотен (dr_guillotin) wrote,
Доктор Гильотен
dr_guillotin

Category:

Монстрики в бою

Музыкой навеяло. Изучение боевого применения Ягдтигров вызывает эмоции, схожие с изучением списка потерянных Т-35 34-й танковой дивизии летом 1941 г. Советские пятибашенные танки извиняет, пожалуй, только их сомнительная боевая ценость к моменту, когда им было суждено пойти в бой. Напротив, Ягдтигеры были в 1945 г. новейшим образцом боевой техники, с пылу, с жару. Как вооружение, так и бронирование было на высоком(если не сказать "наивысшем") для Второй мировой войны уровне. Однако проблемой для вундерваффе было оказаться в нужное время в нужном месте. Боевое применение немецких свехтяжелых истребителей танков Ягдтигр лишнее тому свидетельство.
Как известно, они достались двум батальонам. 512-му батальону истребителей танков было поручено прикрывать выход с Ремагенского плацдарма на Рейне. Теоретически батальон почти неуязвимых для Шерманов монстриков со 128-мм орудиями мог остановить атаку американцев и предотвратить "вскрытие" плацдарма. Однако проблемой было определение места, где они будут его(плацдарм) вскрывать. Немцы считали, что будет взламываться оборона на северном фасе плацдарма, туда и направили Ягдтигры и Пантеры. Но американцы ударили строго на восток, из центра ремагенского плацдарма. Соответственно Ягдтигры оказались к северу от главного удара американского мартовского наступления и попали в Рурский "котел". Некоторое их количество принимало участие в попытке предотвратить замыкание "котла" у Падеборна, но подробностей я не знаю. Кое-что про 512-й батальон есть в мемуарах Кариуса.

Несколько больше информации осталось о 653-м батальоне Ягдтигров. Первый блин в самом начале января оказался, как обычно, комом. Причем во всех отношениях. Сначала 653-й батальон хотели использовать в наступлении в Арденнах. Однако эшелоны с Ягдтиграми застряли на разбитых бомбардировками железных дорогах и до конца декабря до фронта не добрались. В начале января группа армий проводила операцию Nordwind(Северный ветер) в верхнем Эльзасе Предполагалось контрударом приостановить продвижение американских и французских войск от Страсбурга и Северных Вогезов к германской границе. Ягдтигры довезли до назначенных районов выгрузки по железной дороге и дальше началось интересное. В ходе 90-километрового марща из 16 машин вышли из строя 10. Чаще всего сдавались под грузом 80 тонн брони, вооружения и оборудования двигатель и трансмиссия. В итоге в контратаке дивизии СС "Гётц фон Берлихенген" принимали участие 2(прописью: два) Ягдтигра. Один из которых получил прямое попадание из базуки и взорвался. Вот он, машина с бортовым номером "134".
Photobucket


Вскоре в бои на разных участках фронта был втянут почти весь 653-й батальон. Особенно результативным оказалось использование Ягдтигров против ДОТов. С 1000 м с двух выстрелов ДОТ оказывался уничтожен, затем теми же осколочно-фугасными выстрелами Ягдтигры отбили контратаку Шерманов. К февралю 1945 г. батальон насчитывал 41 истребитель танков, из которых 31 числился боеготовым. Со сворачиванием наступления в Верхнем Эльзасе фактически батальон бездельничал. К операции "Весеннее пробуждение"(Fruhlingerswachen) в Венгрии в марте 1945 г. Ягдтигры не привлекались.

В середине марта началось очередное наступление американцев, в другом секторе и немецкие войска вынуждены были начать отступление из Верхнего Эльзаса к Рейну и далее на Западный вал(линию Зигфрида). Приказ на отход последовал вечером 14 марта. Ягдтигры опять оказались не там, где они были нужны, а в стороне от главного удара противника. В результате им пришлось отступать, а вышедшие из строя машины взрывались или просто бросались на обочинах дорог. Например Ягдтигр с бортовым номеров 314 и 332. Всего при отходе на Западный вал было уничтожено из-за невозможности эвакуировать 7 Ягдтигров. Собственно отход совершили к линии Зигфрида своим ходом 13 Ягдтигров, остальные 21 везли по железной дороге или тащили на буксире. В батальоне на 18 марта осталось 18 боеготовых истребителей танков. Еще 16 поврежденных и вышедших из строя Ягдтигров эвакуировали по железной дороге. Среди поврежденных были пять машин, ставших жертвами истребителей-бомбардировщиков американцев.

В том же духе процесс отступления продолжался и далее. Например, вот эти две машины, бортове номера "331" и "324" были брошены в Нойштадте 22 марта из-за поломок(первый, дальний, потом стал экспонатом в Абердине):
Photobucket

Однако на подступах к Нойштадту Ягдтигры отбивались от наседающих американцев и заявили об уничтожении 25 "Шерманов". Иногда Ягдтиграм удавалось парировать местные вклинения и обеспечивать отход своих пехотных подразделений. Так например, Ягдтигер на удачной позиции на подступах к важному мосту предотвратил его захват передовым отрядом американцев и тем самым обеспечил отход на другой берег реки своей пехоте. Вообще в этот период Ягдтигры взаимодействовали исключительно с пехотными дивизиями.

Иногда все было гораздо хуже. 30 марта 1945 г. три Ягдтигра были направлены занять оборону в городке Шветцигер и задержать американское наступление от Мангейма. К подходу монстриков к Шветцигеру он уже оказался занят передовыми частями противника. В ходе атаки с целью отбить городок один Ягдтигр застрял на поле и экипаж был вынужден его подорвать выстрелом из Фаутпатрона. Второй ворвался в Шветцигер и был расстрелян американскими танками в упор (с дистанции меньше 200 м). Третий получил попалание в гусеницу и опять же был подорван экипажем. Вот машина, подбитая в Шветцигере, бортовой номер 131:
Photobucket

Та же машина с другого ракурса. На фото ее можно опознать по стволу на откате т.е. из "свиного рыла" торчит только короткий огрызок. Обгорелую тушку безуспешно пытались эвакуировать американцы в 1946 г. и разбитая машина простояла на улице до 1947 г. Точно так же простояли до 1947 г., а то и позже, многие другие брошенные Ягдтигры. Некоторые разбирали постепенно, снимая расшатанные взрывом листы рубки.

Были у батальона просто дурацкие потери. Так один Ягдтигер 30 марта по ошибке заправили кислородом вместо сжатого воздуха. В итоге он вспыхнул и вскоре взорвался. Всего к 30 марта в строю было 6 Ягдтигров, еще 12 в краткосрочном ремонте и 10 из-за поломок трансмиссии и ходовой нуждались в заводском ремонте.

В начале апреля силы батальона продолжали таять. Типичная история: две САУ ломаются 3 апреля в Эппингене, ждут ремонтников, не дожидаются. Наступает темнота, а с запада слышится лязгание траков танковой колонны противника. Экипажи взрывают свох монстриков и уходят в ночь, прихватив снятую с них оптику. Вот эти два Ягдтигра:
Photobucket

На других фото видно, что второй Ягдтигр не брошен, а именно взорван: разошлись сварные швы стенок рубки и сброшена в сторону ее крыша.

5 апреля Ягдтигры приняли бой с 5-й французской танковой дивизией, одна САУ была потеряна от огня противника, вторая взорвана из-за невозможности эвакуировать. Наконец, в середине апреля батальон выводят с фронта для восстановления. Также был сменен командир: вместо майора Грилленбергера его возглавил майор Фромм, ранее командовавший 503-м батальоном Тигров. В самом конце апреля он получает приказ перейти в подчинение группы армий "Юг", а конкретнее - дивизии СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер". Так Ягдтигры в количестве 4 штук наконец попадают на восточный фронт(в первых числах мая 1945 г.). Но их карьера здесь была уже совсем недолгой, война закончилась.
Тогдашнюю обстановку хорошо отражает вот это фото:
Photobucket

Встреча в Австрии. На броне Ягдтигра нарисован игрушечный медвежонок, что характеризует настроения его экипажа как "Мама, роди меня обратно!".

На закуску - одно из немногих цветных фото Ягдтигеров.

UPD. Почитал еще Мюнша и проапдейтил постинг фотографиями и привязкой к месту и времени некоторых хорошо известных снимков.
Tags: 1945, танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments