Доктор Гильотен (dr_guillotin) wrote,
Доктор Гильотен
dr_guillotin

Category:

По волнам человеческой памяти

Изучаю Д.Егорова «Июнь 41-го. Разгром Западного фронта» Есть у него эпизод, касающийся периода прорыва окруженных частей из белостокского котла, а именно 11-го механизированного корпуса на р. Щара. Егоров восстанавливает события по воспоминаниям участников:
Зам. командира 204-й МД Г.Я.Мандрик и командир саперной роты ее 382-го Л И Б И.Ф.Титков в своих воспоминаниях приводят почти одинаковые подробности форсирования Щары. Это очень ценно, ибо других источников нет. Не все ясно, кое-что приходится реконструировать. Подтянув дополнительные силы, немцам удалось отсечь авангард и не только восстановить положение, но даже оттеснить части 11-го мехкорпуса от Щары. Танкисты майора Черяпкина ушли вперед, а управлению корпуса, штабам дивизий и другим подразделениям вновь пришлось пробивать немецкую оборону. В ходе кровавой ночной схватки у деревни Большие Озерки, как вспоминал полковник Мандрик, удалось вновь выйти к Щаре. В этой сводной группе еще оставались танки из состава батальона капитана Н.М.Никитина. Раненный в голову, комбат старался спасти каждую боевую машину — красноармейцы сливали горючее из поврежденной техники. В Новой Воле их ждало разочарование: оба берега реки были заняты противником, мост был взорван то ли самими немцами, то ли ранее проходившими своими. Возможно, все же немцами — после прорыва отряда майора Черяпкина. Переправочных средств не было. К рассвету саперы 382-го легкоинженерного батальона построили легкий штурмовой мост из обломков прежнего моста и разобранного деревянного сруба и начали переправлять по нему людей и технику. Сначала прошли четыре бортовых ЗИСа с ранеными, потом — все остальные. Перетащили на восточный берег несколько 45-мм пушек, два штабных автобуса и бронемашину. На рассвете авиация противника разбомбила мост и все время мешала его восстанавливать. Большую часть автотранспорта и бронетехнику пришлось бросить на западном берегу Щары. Люди переправлялись вплавь, искали броды. На западном берегу части корпуса были вновь атакованы, но на этот раз это уже был передовой отряд какой-то пехотной дивизии, производившей «зачистку» местности. Колонну танков (или штурмовых орудий) и пехоты на автомашинах батальон Н.М.Никитина встретил на узкой дороге, идущей через болото. После обстрела из пушек последовала контратака; тридцатьчетверки таранили и давили немецкие машины, колонна была наголову разгромлена. После этого генерал Д.К.Мостовенко приказал уничтожить всю технику, оставшуюся на западном берегу: танки и автомашины сжечь, орудия — утопить. Один Т-34 загерметизировали, капитан Никитин лично перевел его по глубокому броду; с его помощью перетащили еще несколько танков. В последний раз Титков виделся с Н.М.Никитиным в котле западнее Минска. Его группа пошла на юг в обход города, следы Никитина затерялись.
Н.С.Тимошенко служил в 125-м отдельном противотанковом дивизионе 29-й моторизованной дивизии. Ему тоже «посчастливилось» участвовать в этой переправе. По его словам, машин, бойцов и командиров на западном берегу Щары скопилось очень много. Укрытия не было никакого — чистое поле, на другом берегу только кустарники. Легковые машины по собранному мостику прошли, а грузовые — разломали его. Налетевшие на рассвете самолеты разбили мост окончательно. «На реке был настоящий ад. Самолеты бомбили, били зажигательными пулями. Машины горели, рвались баки с бензином. Горели и люди, многие бросались в реку, тонули. Река не могла спасти от огня. Она сама горела от разлившегося бензина. Мало кому удалось спастись. Медицинской помощи не было никакой. Крики, стоны! Это невозможно описать. Волосы дыбом становятся, и слезы глаза застилают. Оставшиеся в живых, обгоревшие и раненые, стали пробиваться на восток» |76, копия|.
(Егоров Д. Указ. соч., С.633-634).

Получилось довольно колоритно. Но насчет того, что других источников нет, Егоров несколько ошибается. Командир 11-го мехкорпуса после выхода из окружения написал доклад, в котором довольно подробно рассказал о тех же событиях:
«Было два направления для отхода:
I) форсировать р.Шара на участке р.Шара и Вел.Воля с последующим движением через лесисто-болотистый район на восток;
2) двигаться через Деречин на Слоним.
Я решил форсировать р. Шара.
Мосты у Д.Шара и Вел.Воля были взорваны и оборонялись пр-ком. Попытка форсировать р.Шара в районе д.Шара в течение 29.6.41г.дня успеха не имела. Потери были до 50% оставшихся бойцов и командиров. Артиллерии не было, а оставшиеся орудия, снарядов не имели (снаряжения в течение всего времени не было. Собирали брошенные или не взорвавшиеся при бомбежке авиацией, снаряды, патроны).
Форсирование р.Шара у д.Вел. Воля удалось. Сложность была в наводке моста, который бы позволил переправить оставшуюся матчасть. Ширина реки до 60 м.Переправочных штатных средств нет, нет пил,топоров,скоб и др. имущества. Нет специалистов понтонеров и сапер. Работу производили бойцы и командиры не прекращая работу, при налете авиации и обстреле артиллерии пр-ка. Работой руководил корпусной инженер-майор Клыков. К 23.00 29.6.41г. мост был наведен, позволявший переправить пехоту и колесные машина. Боевые машины мост не выдерживал, и попытка переправить танки привели к порче моста и затоплению танка и бронемашины. Два Т-34 удалось переправить вброд, но в Новогрудок пришлось уничтожить; из-за отсутствия горюче го. Остальные боевые машины были подорваны, а частью сожжена авиацией пр-ка, производившей бомбежку днем и ночью. По наведенной переправе удалось переправить остатки частей корпуса и 85 сд. Переправа под утро производилась при бомбежке авиации и под обстрелом подошедших танков и бронемашин пр-ка к переправе с запада. К исходу дня 30.6.41г.части вышли в лес южн. Вензовец»

Отчет датирован 1 августа 1941 г., по горячим следам. В воспоминаниях в роли разломавших мост машин последовательно выступили авиация противника и грузовики, а тов. Мостовенко нам рассказал про неудачную переправу танков. Никакой разгромленной немецкой колонны у него тоже нет, все несколько прозаичнее. Также не совпадает датировка событий, Егоров по воспоминаниям относит их к 28 июня.

Ну и на закуску приведу зажигательный кусок из выводов к отчету Мостовенко:
«Моe мнение по применению мехвойск осталось без изменения на основе указаний НКО Маршала Советского Союза тов. Тимошенко, сделанных им в заключительной речи на совещании[декабрьском 1940 г., скорее всего - dr_guillotin]. Опыт боев 1-го месяца меня в этом еще более укрепил. Но действия МК(мехгруппы) не должны быть изолированы от действий армий или (фронта, должны прикрываться .и поддерживаться авиацией. Без этого мехсоединения будут нести большие потери, останутся без горючего и боеприпасов. Есть опасение скоропалительных выводов о громоздскости и не целесообразности иметь такие соединения как МК. Я считаю эти выводы неверными, преждевременными. Опыт войны этого не показал Мне непонятно было использование 6 МК, полностью укомплектованного новой матчастью, всем обеспеченного, сколоченного, но не дающего нужного эффекта, поэтому я не могу делать вывода. Противник против нас применяет свои танковые корпуса и танковые группы в своих обычных оперативных формах, применявшихся в Польше, Франции и применяет их не без успеха. Почему же нам, готовившимся к разгрому противника, его преследованию и уничтожению на р.Висла или зап., следует отказаться от крупных подвижных мехсоединений? Встает вопрос о необходимости усиления нашей пехоты танками. Да, этот вопрос назрел и из области теоретической, ходом войны, поставлен практически. Пехоте нужно дать танко-сопровождение, органически входящее в состав соединения, Но эти танки должны быть не прежней батальонной организацией в сд, а иметь танковую бригаду или полк, входящий состав корпуса».
Tags: 1941, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments