"Новый истребитель не вызывал особого восторга у летчиков строевых частей. И это несмотря на то, что летал он в полтора реза быстрее предшественников и значительно скорее набирал высоту. Дело в том, что этой машиной было значительно труднее управлять: она строго наказывала пилота за такие ошибки, на которые тихоходные бипланы просто «не обращали внимания». Доверие к скоростному моноплану особенно упало после нескольких серьезных аварий."
Реально доверие было подорвано из-за аварий с разрушением крыла вследствие производственных и конструктивных дефектов. Причем, что самое обидное, проблема затронулас самолеты, отправленные в Испанию. Лечили ее не цирком с пятерками, а усилением конструкции. В Испании усиление было частично выполнено местными средствами. Помимо этого у "ишаков" ломались ручки управления. Т.е. при резких движениях ручкой она просто разламывалась и пилот оказывался с обломком в руках. В воздухе, да. В общем строгость в управлении была не самым большим недостатком.
Большая часть выпуска И-16 пришлась на 1939 и 1940 гг. Т.е. набиравшая обороты перед войной промышленность молотила заведомо устаревшие машины. Поразительно, но по выстроенной Масловым хронологии создания и производства машины истребитель И-16 тип 29 был для 1941 г. новым самолетом. Машины этой модификации поступали в войска зимой 1940-1941 гг. и осваивались уже весной 1941 г., в последние предвоенные месяцы. Главы по боевому применению не особо интересные, Маслов в этой теме не силен. Багом издания также являются "поехавшие" таблицы с опечатками и без заглавий. Хорошо автор по тексту некоторые данные дублирует и можно понять, куда "уехали" сводные цифры. Вообще серия неплохая получилась. "Морской" выпуск по "эскам"(советским ПЛ типа С) смотрится гораздо выигрышнее двух выпусков "моделистовской" Морской Коллекции по "катюшам"(ПЛ типа К). На фотографиях "эсок" видно, как море отражается в бортах лодок на стоянке, фотографии в М-К качеством сильно похуже при большей цене разбитого на два выпуска повествования о флотофобских "катюшах".
Самым занимательным чтивом последних месяцев стала Военлеты погибшей империи М.Хайрулина и В.Кондратьева. Книжка с "телепортационным эффектом" т.е. читая ее я не замечал проведенного в транспорте времени. Честно говоря, ранее слабо себе представлял масштабы использования авиации в Гражданской войне скорее даже недооценивал количество задействованных в боевых действиях машин. Также не знал об интенсивном использовании авиации интервентами. Причем англичане даже использовали химическое оружие, бомбы с ипритом на севере. Время было романтичное - летали на изношенных, разрисованных чертями и даже голыми тетками самолетах разных стран и годов выпуска, заправляли их суррогатным топливом(Баку и Грозный были красным до 1920 г. недоступны). Ввиду ограниченных масштабов войны в воздухе в 1918-20 гг. авторы прослеживают судьбы отдельных пилотов, в которых отражается эпоха. Перелеты от красных к белым, с распусканием слухов о гибели авиаторов дабы оградить их родственников. Потом было пополнение ВВС красных за счет пленных белых авиаторов. Последние затем с огоньком неофитов мочили антоновцев. Даже хорошо знакомые персонажи открылись с неожиданной стороны: оказывается К.Арцеуловым(освоившим штопор) всю жизнь скрывалась служба в деникинской авиации. В копилочку ошибок белых в решающем походе Деникина на Москву добавился еще один: полученные от англичан достаточно новые "Ариэйты"(RE8) послали на фланг, под Киев, где они по большому счету бездельничали, а на направлении главного удара самолетов было ничтожное количество. С некоторым изумлением обнаружил в истории ВВС Гражданской два "воздушных моста": белый к восставшим в Вешенской и красный в Уральск. Понятно, что это не Демянск. Доставляли самое необходимое - патроны, махорку. Отчетливого сочувствия какой-либо из сторон не заметил, хотя иногда проскальзывает пиитет перед белыми рыцарями. Вообще удивлен невысоким рейтингом этой книги. Реальные истории Гражданской не уступают Майн Риду и Фенимору Куперу вместе взятым.