Отчет-доклад по опыту эксплоатации, эвакуации и восстановления машин 1-го гвардейского механизированного Венского орденов Ленина и Кутузова корпуса за период с 1 января по 20.4.1945 года.
Поскольку в 1 гв. МК были Шерманы, в отчете отозвались об их особенностях:
Делая сравнительную эксплоатационную характеристику танка М4-А2 можно придти к выводу, что:
а) танк М4-А2 вынослив на больших маршах (порядка 200 — 300 км);
б) удобен в обслуживании;
в) требует малого количества ремонтов в процессе эксплоатации;
г) прост в регулировке;
д) имеет хорошее вооружение и оптику;
е) хороший обзор механиком-водителем местности;
ж) все агрегаты, как то: мотор, КПП, дифференциал и ходовая часть в эксплоатации перевыполняют свои гарантийные сроки, но и имеет свои отрицательные стороны, которые подчас крайне сказываются на выполнении поставленной задачи.
К отрицательной стороне можно отнести в первую очередь:
а) плохая проходимость и абсолютно невозможное преодоление заболоченных участков танком, вследствии конфигурации гусеницы танка и большого удельного давления на почву (ср. удельное давление 0,84 кг/см2);
б) иметь большой радиус поворота (минимальный радиус — 10 — 13 м);
в) при повороте на скорости 35 — 40 км опрокидывается;
г) по своей конфигурации — неудачен — высок и узок по ширине, имеет прямые стенки бортов, что делает его более уязвимым от артиллерии противника;
д) центр тяжести находится в передней части, что уменьшает способность в преодолении препятствий;
е) неудобен в ремонте, что требует времени и специальных подручных приспособлений;
ж) труден в изучении;
з) много электрических и гидравлических приборов, что затрудняет эксплоатацию и особенно ремонт.
В отличие от танка М4-А2, отечественные танки — Т-34 и СУ-100 имеют:
а) хорошую проходимость;
б) прост в изучении;
в) прост в производстве ремонта;
г) исключительная маневренность на поле боя;
д) отличный отечественный дизель-мотор
к отрицательным качествам:
а) ходовая часть в процессе эксплоатации уступает качеству ходовой части танков М4-А2;
б) частый выход из строя КПП и бортовой передачи;
в) частая регулировка приводов управления.
Зам. Командира по технической части 1-го гвардейского механизированного Венского орденов Ленина и Кутузова корпуса гвардии подполковник Загоройчук.
[неразборчиво] 06.1945 г.
Некоторые комментарии: Т-34 в корпусе были как тягачи т.к. вывод сделан, как я понимаю, на основании прошлого опыта тов. Загоройчука. В отчете также упоминается о трудностях с запчастями к Шерманам, которые приходилось добывать с танков, перешедших в категорию безвозвратных потерь. Если другие корпуса могли сдавать свои машины в капитальный ремонт на передвижной танко-ремонтный завод, то 1 МК приходилось капитально чинить Шерманы самостоятельно.