Доктор Гильотен (dr_guillotin) wrote,
Доктор Гильотен
dr_guillotin

Categories:

Про кино и достоверность

Навеяно яростным обсуждением "Штрафбата" здесь и здесь.

Чтобы сразу расставить точки над Ё с самого начала определю свое отношение к режиссерам современного в.-и. кинематографа: это скудоумные задроты, верх мастерства которых это раскрытие темы(тм) в соответствующем костюмированном антураже. Конкретно аффтар "Штрафбата" это еще и явная пьянь - это хорошо видно по эпизодам с раздачей спирта. Но это сугубо личное мнение. Попробуем разложить все по полочкам с формальной точки зрения.

"Они художники, они так видят!" Во-первых, для политических памфлетов есть соответствующая ниша, предусматривающая определенные условности и знаки (см. г-на Б.Брехта). Если кинематографисты берутся за создание фильма о событиях далекого или недавнего прошлого они должны ощущать ответственность за свою работу. Понятно что школьный курс истории мало у кого остается в голове и картина прошлого во многом складывается на основе кинофильмов и худлита. Поэтому хотят режиссеры/сценаристы или нет, но им приходится нести бремя просветителей. Если для них эта ноша черезчур тяжела - пусть снимают про зведный десант и "Солярис". Никакими записанными в законах нормами это не регламентируется. Это обычная человеческая порядочность, вроде того чтобы не писать в лифте. Фанаты "Штрафбата" пытаются отстаивать некую натянутую гумкой на глобус историческую достоверность фильма. Участник вышеуказанной дискуссии попробовал применить захват: "И пока получается что ничего в отдельности не наврано, все было, и суки-особисты, и штрафников на убой" Вынужден разочаровать: по отдельности тоже наврано. И функиции особых отделов, и масштабы и характер использования штрафных частей. Проблема не в том, что собрано в одном месте, проблема в том, что все это гиперболизировано до крайности и собрано в одном месте. Приведу простой пример. Известен случай когда боец с досады и отчаяния выстрелил из винтовки в лоб танку *, попал в дуло орудия, взрыватель снаряда, тот сдетонировал, выбил затвор и экипаж приказал долго жить. Чтобы вы сказали о фильме в котором мега-боец бегает по полю, лупит из винтовки в лоб танкам и они все взрываются? КГ/АМ? Ну вот и МК и СО** в "Штрафбате" выглядит как отстрел пяти "Тигров" одной обоймой из мосинки. Разница только в эмоциональной оценке происходящего. Пять "Тигров" из винтовки поклонники современного русскоязычного синематографа с негодованием отвергнут, а вот посамоуничижаться на тему МК и СО - сколько угодно.

Почему "Штрафбат" и др. варианты "Бригады" на тему ВОВ вызывают бурю эмоций? Что может быть объективно оценено отрицательно?

Первое это возвеличивание противника с одновременным принижением своих. Понятно, что наевшись вдоволь пропагандистского кино с карикатурными фашистами люди бросились в другую крайность и на экранах появились мужественные аристократы в свежевыглаженной обтягивающей униформе, выгодно отличавшиеся от полубомжей в ватниках с красными звездами на ушанках. Следующим шагом была проекция выглаженности кителя и штанов на личные качества. Если бы у Германии было столько солдат [...] мы не решились бы их так тратить Как говорится следите за руками: русские грязно и нечестно выиграли войну у отглаженных благородных немцев. Т.е. налицо невольное или сознательное воспитание у зрителей комплекса вины и неполноценности.

Второе это вбивание клина между властью и народом. Авторы кинишек постулируют сознательные действия/бездействие командования, обрекающие на гибель своих подчиненных без военной необходимости. Для этого опять же используется прием натягивания гумки на глобус: в заключительных кадрах фильма Бондарчука идет рассказ про то, как 9-ю роту "забыли", хотя это не соответствует действительности. Такой же прием применялся пропагандой противника: "Бей жида-политрука, просит морда кирпича". Теперь "Бей жида" взято на вооружение креативщиками от кино. Хотя на самом деле командование руководствуется произаическими соображениями: выполнение поставленной задачи в установленные сроки. Что могут, то делают. Нет никакого смысла сознательно допускать ошибки вроде оставленного минного поля. И без того придется столкнуться с заранее неизвестными препятствиями, созданными противником.

Третье это возвеличивание преступников. Непонятно на что надеятся режиссеры? На кость, которую правильные пацаны с голдами бросят тому, кто им лизнет до гланд? В какой-то мере это перекликается с первым пунктом. Отбросы общества представляются солью земли и кузнецами победы. Хотя их роль была более чем скромная. Авторы обличительного кино сначала вкладывают в руку бойцу винтовку, а потом стреляют ей по "Тигру", успешно его поражая. Сначала выясняется, что из мазуриков формировали некие элитные части, в качестве которых выступает штрафбат. Потом дается длинный список штрафных частей. А давайте все советские дивизии(больше 400 штук) поротно перечислим? По три полка в дивизии, по три батальона в полку, по три роты в батальоне. Сколько часов будут титры по экрану бежать. В действительности в общевойсковой армии (состоящей из двух-трех корпусов и семи-десяти дивизий) было две-три отдельные штрафные роты, а батальон подчинялся фронту.

Несмотря на явно отрицательные последствия деятельности синематографистов новейшего времени, нельзя не отметить, что топорность их работы может иметь те же последствия, что и карикатурные пропагандисткие фильмы: стойкое отвращение к обличителям прошлого. Маятник может и должен качнуться в обратную сторону.

* - "Ага, вот пример бросания с винтовками на танки!" - скажут мне. Не надо путать теплое с мягким. Неблагоприятное течение боя может привести к уничтожению ПТП, которое обезоружит пехотинцев и сделает их беззащитными. В этом и суть принимаемых для поддержки танков мер. В такую ситуациюзагонялись части любой страны.
** - МК это мудак-командир, а СО - сцука-особист. (С) sirjones
Tags: кино, штрафбат
Subscribe

  • Про орудия 1877 г. в 1941 г.

    Чего только в этих ваших Энторнедах про них не пишут. "около сотни старорежимных военных специалистов", которые достались, конечно же 16-й армии…

  • Накопившиеся за последние дни

    1) Выступил в несколько непривычной роли вопрошающего по флотофильской теме. В комментариях к одному из предыдущих роликов спросили про ЛК "Бисмарк".…

  • То неловкое чувство, когда находишь правильный ответ

    Фрагмент из моей книги по "Багратиону": " Собственно советская тяжелая артиллерия проигрывала дуэль тяжелой артиллерии противника. Дьявол здесь, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про орудия 1877 г. в 1941 г.

    Чего только в этих ваших Энторнедах про них не пишут. "около сотни старорежимных военных специалистов", которые достались, конечно же 16-й армии…

  • Накопившиеся за последние дни

    1) Выступил в несколько непривычной роли вопрошающего по флотофильской теме. В комментариях к одному из предыдущих роликов спросили про ЛК "Бисмарк".…

  • То неловкое чувство, когда находишь правильный ответ

    Фрагмент из моей книги по "Багратиону": " Собственно советская тяжелая артиллерия проигрывала дуэль тяжелой артиллерии противника. Дьявол здесь, как…