Доктор Гильотен (dr_guillotin) wrote,
Доктор Гильотен
dr_guillotin

Categories:

К истории появления у нас воздушных армий

Честно говоря, пребывал в убеждении, что сложившаяся в 1942 г. и просуществовавшая по сути до 1945 г. система воздушных армий изначально имела неустранимый недостаток в лице ограниченных возможностей маневрирования между фронтами. Оказывается нет, изначально тов. П.Ф.Жигарев предлагал к фронтам не привязываться, давая одну ВА на несколько фронтов, с возможностью концентрировать усилия ВВС на одном направлении в больших масштабах. Но в апреле 1942 г. П.Ф.Жигарева сняли и далее ВА у нас прибивались гвоздями к соотв. фронтам практически намертво. Что не всегда было хорошо и правильно.

Оригинал взят у paul_atrydes в К вопросу о появлении воздушных армий в 1942 году
Записка П.Ф. Жигарева И.В. Сталину о перестройке управления ВВС

№ 331838сс
21 марта 1942 г.

Совершенно секретно
Экз. № 1

Товарищу СТАЛИНУ И.В.

ДОКЛАДЫВАЮ, что по данным разведки против нас действует три германских воздушных флота общей численностью около 2200 самолетов.

Пятый Воздушный флот – в составе до 160 бомбардировщиков, 95 истребителей и 25-30 разведчиков, а всего до 290 самолетов, расположен в ФИНЛЯНДИИ и действует на всем пространстве к северу от ФИНСКОГО залива.

Первый Воздушный флот в составе около 470 бомбардировщиков, 390 истребителей и 150 разведчиков, а всего свыше 1000 самолетов, в основном расположен в районе ЛУГА, БРЯНСК, ОРША. Этот флот действует против ЛЕНИНГРАДСКОГО, ВОЛХОВСКОГО, СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО, КАЛИНИНСКОГО, ЗАПАДНОГО и БРЯНСКОГО фронтов.

Четвертый Воздушный флот – в составе свыше 500 бомбардировщиков, 200 истребителей и 130-140 разведчиков, а всего до 900 самолетов, в основном расположен в районе КИЕВ, ПОЛТАВА, ДНЕПРОПЕТРОВСК, КИРОВОГРАД и действует против ЮГО-ЗАПАДНОГО, ЮЖНОГО и КРЫМСКОГО фронтов.

Из группировки сил германской авиации видно, что 1-й Воздушный флот содействует двум группам своих армий – СЕВЕРНОЙ и ЦЕНТРАЛЬНОЙ, сосредотачивая свои усилия там, где того требует обстановка. Например, 19 марта 60% всех сил 1 Воздушного флота действовало против нашего КАЛИНИНСКОГО и СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО фронтов, а 20 марта 50% всех сил этого флота действовало только по одному району – СТАРАЯ РУССА. Приведенные примеры не являются исключением, а выражают собой систему применения авиации противником.

Массирование усилий на решающих направлениях позволяет германской авиации оказывать значительное влияние на развитие событий на земле.

Все это происходит только потому, что управление всей авиацией в Германии сосредоточено в одних руках, и она не знает никакого другого подчинения, кроме подчинения своим прямым начальникам.

Мы на сегодня располагаем многочисленной авиацией. На 15 марта ВВС нашей действующей Армии имели 6000 самолетов, из которых свыше 4000 самолетов исправных, т. е. по числу самолетов наши действующие ВВС превосходят германскую авиацию, находящуюся против нас. Но нашей авиации не хватает организационного единства, у нас нет единого авиационного командования, наша авиация распылена по фронтам и армиям. Это обстоятельство и приводит к тому, что наша авиация наносит удары всюду, но они распылены, слабы и не дают требуемого эффекта.

Вношу предложение перестроить управление авиацией. Воздушные силы изъять из подчинения армий и фронтов, свести в крупные организационные единицы, непосредственно подчиненные Командующему ВВС Красной Армии, который и будет заправлять всей авиацией страны, получая задачи непосредственно от Ставки.

В целях же обслуживания потребностей наземных войск в отношении разведки, связи и корректировки артогня в составе армий и фронтов необходимо иметь соответствующие виды авиации. Кроме того, для организации взаимодействия боевой авиации с наземными войсками при штабах фронтов и армий надо иметь авиационные отделы, которые и должны практически решать все вопросы взаимодействия непосредственно на поле боя.

Жигарев

АП РФ. Ф. 3. Oп. 50. Д. 620. Л. 10-12. Подлинник.

Вестник Архива Президента Российской Федерации. Война: 1941-1945. Выпуск 2. М., 2015. С. 194.

Записка П.Ф. Жигарева И.В. Сталину об изменении системы управления и организационной структуры ВВС

№ 330070сс
3 апреля 1942 г.

Совершенно секретно
Экз. № 1

ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ И.В.

ДОКЛАДЫВАЮ свои соображения о тех изменениях, которые желательно внести в систему управления и организационную структуру наших ВВС с целью повышения их боевой эффективности.

Боевая практика показывает, что современная авиация способна оказать решающее влияние на ход наземных операций, но при условии массирования ее усилий на решающих направлениях. Если же авиация равномерно распылена по всему фронту, то эффективность ее действий резко снижается. Поэтому управление всей авиацией страны надо сосредоточить в одних руках.

Необходимость такого решения вопроса управления авиацией диктуется еще и тем обстоятельством, что вооруженные силы нашего врага имеют большое количество транспорта и боевых машин на механической тяге, вследствие чего войска противника обладают большой способностью к производству маневра. Сорвать вражеский маневр на земле и на удар с воздуха ответить еще более сильным ударом мы можем опять же только при наличии сосредоточенного управления авиацией в одних руках.

Вся боевая практика применения авиации в нашей отечественной войне целиком подтверждает справедливость высказанных здесь положений, а следовательно, и вся система управления авиацией должна быть приспособлена к тому, чтобы в наибольшей степени отвечать этим положениям.

Существующая у нас система управления этим требованиям не отвечает, поэтому вношу предложение следующего порядка:

1. Управление всей авиацией страны сосредоточить в одних руках, т. е. в руках Командующего ВВС Красной Армии, который и будет получать задачи от Ставки.

2. Всю боевую авиацию (ДБА, ББА, ША и ИА) и частично разведывательную свести в пять действующих авиационных Армий, состав которых определен ниже. Авиационные армии расположить так:

ПЕРВАЯ АВИАЦИОННАЯ АРМИЯ – предназначается для поддержки наземных войск КАРЕЛЬСКОГО фронта, 7 Отдельной армии и для обеспечения нашего побережья и территории на Севере страны, в составе 300-350 самолетов.

ВТОРАЯ АВИАЦИОННАЯ АРМИЯ – предназначается для поддержки наших наземных войск, обеспечения их тыла в пределах ЛЕНИНГРАДСКОГО, ВОЛХОВСКОГО и СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО фронтов; эта же армия обеспечивает Балтийское побережье, в составе 700-750 самолетов.

ТРЕТЬЯ АВИАЦИОННАЯ АРМИЯ – предназначается для поддержки наших наземных войск и обеспечения их тыла в пределах КАЛИНИНСКОГО, ЗАПАДНОГО и БРЯНСКОГО фронтов, в составе 700-750 самолетов.

ЧЕТВЕРТАЯ АВИАЦИОННАЯ АРМИЯ – предназначается для поддержки наших наземных войск и обеспечения их тыла в пределах ЮГО-ЗАПАДНОГО и ЮЖНОГО фронтов, в составе 700-750 самолетов.

ПЯТАЯ АВИАЦИОННАЯ АРМИЯ – предназначается для поддержки наземных войск и защиты нашего Черноморского побережья, в составе 350-400 самолетов.

3. Полки в 1 и 5 Армиях свести в авиадивизии по 3-4 полка в каждой, а остальные Армии иметь состоящими из 2 авиационных корпусов двух-трехдивизионного состава каждый; кроме того, в каждом корпусе нужно иметь один разведывательный и один транспортный полк, всего в корпусе должно быть до 350 самолетов.

4. Авиационные полки следует иметь 32-самолетного состава; полки такого состава будут обладать большей живучестью, их легче укомплектовать на фронте, не выводя в резерв, что повышает постоянство уровня боевой работы авиации в операциях.

5. Пополнение убыли авиаполков в самолетах и экипажах проводить на фронте, наряжая для этого 50% самолетов, поступающих от промышленности. При таком пополнении убыли, на фронте будут оставаться подготовленные летчики, знающие хорошо район и имеющие опыт боевой работы.

Половину самолетов, получаемых от промышленности, направлять на укомплектование новых полков, которые будут находиться в резерве Ставки и направляться на усиление авиационных армий.

6. В каждом корпусе, кроме действующих частей, нужно иметь одну запасную бригаду, куда и должны прибывать самолеты и летный состав, поступающие на пополнение убыли.

7. Во фронтах и наземных армиях оставить лишь разведывательную, корректировочную и связную авиацию. В составе штабов фронтов и армий иметь авиационные отделы, через которые и обеспечивать осуществление взаимодействия с наземными войсками, организовывать разведку аэродромной сети и увязывать все вопросы использования дорог и местных средств в пределах армейского и фронтового тыла.

8. Вопросы применения авиации в намечаемых операциях Ставке докладывает Командующий ВВС КА или его Начальник Штаба и никто больше.

9. В целях осуществления всех этих положений нужно Штаб ВВС КА переименовать в Главный Штаб ВВС КА, а его начальника сделать Заместителем Начальника Генерального Штаба КА. Такое решение вопроса позволит всю работу Штаба Военных Воздушных Сил Красной Армии полностью поставить на службу обеспечения боевых действий ВВС в наземных операциях.

Предлагаемые организационные мероприятия при наличии ударных авиагрупп не вызовут коренной ломки и пройдут безболезненно, т.к. авиагруппы можно превратить в корпуса, а некоторые из штабов ВВС фронтов – в штабы авиационных армий.

Жигарев.

АП РФ. Ф. 3. Oп. 50. Д. 608. Л. 86-89. Подлинник.

Там же. С. 201-203.

Первый документ упоминался в отечественных исторических исследованиях по ВВС, например, у Кожевникова:

"В марте 1942 г. штаб ВВС Советской Армии разработал, а Военный совет ВВС рассмотрел предложения по совершенствованию организационной структуры фронтовой авиации. Командующим ВВС были доложены предложения Государственному Комитету Обороны. В них говорилось, что для успешной борьбы с противником нашей авиации не хватает организационного единства, единого командования. Распыление авиации приводит к тому, что удары наносятся повсюду, но все они слабые. Предлагалось авиацию свести в крупные соединения{140}. Государственным Комитетом Обороны идея создания крупных авиационных соединений была одобрена".

{140}Архив МО СССР, ф. 35, оп. 30809, д 50, лл. 4-6.

Или в другой, коллективной работе, изданной академией имени Жуковского (Шумихин В. С., Медведев А. В., Нессен Г. Д. Деятельность Коммунистической партии по укреплению Военно-Воздушных Сил в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 201):

"Командующий Военно-Воздушными Силами Красной Армии П. Ф. Жигарев докладывал 15 марта 1942 г. Председателю Государственного Комитета Обороны И. В. Сталину о том, что для успешной борьбы с противником нашей авиации не хватает организационного единства, единого командования. Распыление авиации приводит к тому, что удары наносятся повсюду, но все они поэтому слабы. П. Ф. Жигарев предложил свести авиацию в крупные авиационные единицы{9}".

{9} АМО, ф. 35, оп. 30809, д 50, лл. 4-6.

Конечно, про то, что Жигарев предложил ориентироваться на немцев, написать тогда не могли. Но также ничего не сказали, что Жигарев предлагал ещё большую централизацию управления ВВС, чем получилось в итоге: одна армия на несколько фронтов, а не по армии на каждый фронт.

Tags: 1942, ВВС, война
Subscribe

  • Про орудия 1877 г. в 1941 г.

    Чего только в этих ваших Энторнедах про них не пишут. "около сотни старорежимных военных специалистов", которые достались, конечно же 16-й армии…

  • Накопившиеся за последние дни

    1) Выступил в несколько непривычной роли вопрошающего по флотофильской теме. В комментариях к одному из предыдущих роликов спросили про ЛК "Бисмарк".…

  • То неловкое чувство, когда находишь правильный ответ

    Фрагмент из моей книги по "Багратиону": " Собственно советская тяжелая артиллерия проигрывала дуэль тяжелой артиллерии противника. Дьявол здесь, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про орудия 1877 г. в 1941 г.

    Чего только в этих ваших Энторнедах про них не пишут. "около сотни старорежимных военных специалистов", которые достались, конечно же 16-й армии…

  • Накопившиеся за последние дни

    1) Выступил в несколько непривычной роли вопрошающего по флотофильской теме. В комментариях к одному из предыдущих роликов спросили про ЛК "Бисмарк".…

  • То неловкое чувство, когда находишь правильный ответ

    Фрагмент из моей книги по "Багратиону": " Собственно советская тяжелая артиллерия проигрывала дуэль тяжелой артиллерии противника. Дьявол здесь, как…