Осень 1943 г., форсирование Днепра. Как его обеспечивали? Заглянем в Сведения о наличии и техническом состоянии автопарка фронта по состоянию на 1 октября 1943 г.
Автомашин по штату 4372 по списку 3419 из них 828 ГАЗ, 1374 ЗИС, 1217 ИНО[марок].
В ремонте 425 из них 92 ГАЗ, 205 ЗИС и 128 ИНО[марок].
Иномарок - меньшинство. Это отдельные автомобильные полки и автомобильные батальоны армейского и фронтового подчинения, не весь автопарк фронта разумеется. На фронте у Н.Ф.Ватутина был целый полк на иностранных автомобилях, 23-й АТП по штату 936 машин, по списку на 1 октября 1943 г. - 549, все иномарки. Проблемой полка стала эксплуатация иномарок в наших условиях. В отчете указывается:
В 23 АТП СВГК прибывшем на фронт в августе м-це 1943 г. за 3,5 месяца эксплоатации из 624 машин вышли из строя и требуют среднего ремонта 312 машин Форд-6, 36 машин Студебекер и 21 машина Интернационал.
В 211 ОАТБ укомплектованном машинами ДЖИЕМСИ за этот же период вышли из строя и требуют среднего ремонта 50 % всех машин.
Автомашины отечественных марок, как более простые по своему устройству и менее требовательные к высокому качеству топлива, имеют более высокие межремонтные пробеги.
Почему так произошло?
Слабая техническая грамотность водительского и офицерского состава авточастей, не знающих особенностей эксплоатации иномарок и производства их ремонтов — вызывает преждевременный выход машин из строя и длительный простой в ожидании ремонта. Все попытки ремонта машин иномарок в авточастях, при отсутствии соответствующего оборудования, запасных частей итд. не дали положительных результатов. Эффект работы машин после ремонтов не оправдывает затраченных средств и усилий.
Короче Форд Фокус в гараже у дяди Ашота не ремонтируется. Это не было специфической проблемой 1 УФ-а, более низкий % иномарок в строю имел место по всем фронтам.
Также возникал вопрос "были ли в Красной армии соединения, большинство машин в которых было иностранных марок?" Могу ответить - были. Примером является 8-я гвардейская отдельная противотанковая бригада. По состоянию на март 1944 г. она располагала нижеследующим автопарком:
| Виллис | Студебекер | ЗИС-5 | ГАЗ-АА | Форд | Опель | Додж 3/4 | Всего |
Упр. бригады | 1 | 1 | 1 | 3 | - | | 2 | 8 |
322 гв. ИПТАП | 1 | 14 | 2 | 4 | - | | 17 | 38 |
323 гв. ИПТАП | 1 | 13 | | - | - | | 16 | 30 |
324 гв. ИПТАП | - | 19 | | 1 | - | | 15 | 35 |
Арт. парк | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 |
Всего | 5 | 50 | 4 | 9 | 1 | 1 | 51 | 121 |
Т.е. 88 % автопарка было ленд-лизовским. Первые два полка были на ЗИС-3, последний на ЗИС-2.