Вообще говоря, и распад ГА "Центр" под ударами "Багратиона", и катастрофу Западного фронта в июне и начале июля 1941 г. роднит один простой и очевидный факт: в отсутствии дееспособных подвижных соединений обороняться в условиях ВМВ трудно и грозит большими проблемами. В случае с ГА "Центр" летом 1944 г. она осталась без достаточного количества танковых и моторизованных дивизий для контрударов (которые загнали в ГА "Северная Украина") и после прорыва фронта начался коллапс всей системы обороны и образование "котлов" под Бобруйском, Витебском и Минском. На Западный фронт в июне 1941 г. навалились две немецких танковые группы(организационным эквивалентом каждого моторизованного корпуса которых является советская танковая армия, эквивалентом в кол-ве личного состава если что), а у Павлова против них не было достаточного количества дееспособных танковых и моторизованных дивизий. "Дееспособных" в данном случае это имеющим автомашины и тягачи для передвижения цельным соединением, плюс достаточного количества пехоты в активных штыках. Свой главный козырь(6 МК) Павлов размотал под Гродно, против немецкой пехоты, а не против наиболее опасных прорывов танковых групп Гота и Гудериана. Почему я делаю на этом такой акцент? Дееспособные подвижные соединения могут быстро перемещаться к участку прорыва и контрударами и обороной сдерживать наступление противника. Ключевое слово тут "быстро", пока прорыв не развили в глубину. Количество же нужно для парирования нескольких прорывов и должно быть пропорционально силе ударов. Так под Бобруйском немецкая 20-я танковая дивизия потрепыхалась между ударами 1 БФ на Бобруйск с востока и юга и в итоге была разбита и разгромлена.
Однако на этом сходство заканчивается. В июне 1941 г. в Белоруссии у РККА не было сплошного и занятого главными силами подчиненных ЗапОВО/Запфронту соединений фронта. Имело место упреждение в мобилизации и развертывании, что привело к вступлению ЗФ в войну в нескольких оперативно не связанных эшелонах. Оперативно не связанных т.е. технически неспособных помочь сражающемуся в 100-150 км впереди соседу. См. полотно кисти широко известного в узких кругах мастера старой школы П.Шиткина тут. Легко видеть жиденькую завесу и ряд соединений, разбросанных в глубину вплоть до Барановичей, Минска, Лиды и Молодечно. Соответственно немцы могли сначала вынести дивизии у границы (имея простое численное превосходство над ними), потом дойти до Лиды, Барановичей и Минска и громить оказавшихся там. Соответственно Таблица 2 статьи М.С. практического значения не имеет и носит сугубо ориентировочный характер. Когда на границе слабая завеса, то и темп наступления немецких войск будет высоким. А численное превосходство у немцев было, в июне 1941 г. 9-я армия насчитывала 382 273 человек, а 4-я армия - 490 989 человек. Что позволяло затаптывать стоявшие у границы армии ЗФ массой без особых проблем.
Напротив, к июню 1944 г. у ГА "Центр" в Белоруссии был стабильно стоявший много месяцев фронт, на линии которого находились главные силы т.е. подавляющее большинство соединений 4, 9 А и 3 ТА. Никаких раскиданных до Минска и Бреста корпусов мы не найдем. Т.е. стартовая прочность позиций ГА "Центр" в 44-м и ЗФ в 41-м несравнима. Главной проблемой на начало лета 1944 г. было сломать эту месяцами выстроенную, усовершенствованную и опирающуюся на сильную артиллерию оборону. Если сломать, то далее вперед идут подвижные соединения, прорываются в глубину и см. написанное выше про отсутствие подвижных резервов. Задача сокрушения ЗФ в июне 41-го была заведомо проще ввиду низкой плотности войск у границы. Средства для взлома обороны у немцев имелись даже избыточные, см. мощнейшую группировку артиллерии под Гродно.
Завершу же указанием на еще одно сходство коллапса ГА Центр и гибели ЗФ: короткоживущие "котлы". Немецкие окружения под Витебском, Бобруйском и Минском достаточно быстро распались и рассыпались. Ничего подобного Демянску или Сталинграду с многонедельным сидением в изоляции не наблюдалось. Соответственно еще один камушек в огород Солонина: Белостокско-Минский "котел" распался не быстрее, чем окружения немцев в Белоруссии-44.
Некоторые реплики-комментарии.
М.С. демонстрирует могучие тактические познания, а завхозы из невоевавшей армии в редакции ВПК это пропускают:
стрелковая рота (две сотни молодых здоровых мужчин) может остановить движение танковой дивизии, просто соорудив на дороге заурядный лесной завал. Взвод саперов, взорвавший мост через лесную речушку и заминировавший подходы к нему, может задержать наступление на сутки.
Засадо-заслонная ересь как она есть. Танковую дивизию завалом из гнилых бревен. Ага, щас (возникает логичный вопрос: если все так просто, то почему немцы в 44-м ротами танковые корпуса не остановили, может что-то тут не так?. Две сотни молодых здоровых против 15 тыс. с минометами, гаубичной артиллерией и танками. Они это завал сметут и не заметят. Мосты же взрывали, сжигали в реальности, с первого дня войны т.е. 22.06.41, но это не помогало - немцы своими инженерными средствами их восстанавливали. В ВМВ воевали толпы и эти толпы были способны и временные мосты строить достаточно быстро.
При столь могучих познаниях в тактике приходится искать причины поражений и успехов под фонарем т.е. в области любимого политруками морального фактора:
у солдат на Восточном фронте оставалось все меньше готовности заплатить своей единственной жизнью за продление агонии «третьего рейха».
Внимание вопрос: что же такого случилось с марта 1944 г. до июня 1944 г., что успешно отбивавшие советские наступления зимой 1943-44 г. солдаты ГА "Центр" вдруг ВНЕЗАПНО деморализовались? Те же деморализованные держались в Восточной Пруссии осенью. Не иначе их чем-то облучили из Кенигсберга. Да, и почему-то на Украине зимой 1943-44 гг. было как-то не айс со стойкостью, хотя чем собственно отличались по моральному фактору ГА Центр и ГА Юг? М.С. сам себя загоняет в логическую ловушку.
Старая игра политруков разного разлива "потери хороших парней занижаем, плохих завышаем":
Потери противника (убитые, раненые, пропавшие без вести) составили порядка 350–400 тысяч человек, что – принимая во внимание исходную численность ГА «Центр» – нельзя охарактеризовать иначе как полный разгром. Цена победы: 178,5 тысячи убитых, 587,3 тысячи раненых – всего 765,8 тысячи человек. Потери личного состава наступающих вдвое превысили потери обороняющихся.
Потери ГА Центр в Багратионе в 350-400 тыс. человек это заниженная оценка. Я еще в 2009 г. говорил на "Эхе" в "Цене Победы", что потери ГА "Центр" толком посчитали только осенью 1944 г., когда по десятидневкам начинают лезть на пустом месте толпы пропавших без вести в 4, 9 армиях. Что совершенно не отвечает позиционному характеру боев того периода.
Далее Марк Семеныч нам рассказывает, какой ужас-ужас был на самом деле Багратион, проведенный тупыми совками:
фронт с места не сдвинулся; долгие месяцы простояли в обороне советские войска и на сотнях километров фронта севернее Варшавы. Видимо, следует признать, что после запредельного напряжения операции «Багратион» Красная армия нуждалась в длительной передышке для восстановления сил.
Тут можно посоветовать Солонину заглянуть в Таблицу 142 Кривошеева(Россия и СССР в войнах XX века), позиции 55, 56, 61 - операции КА в развитие Багратиона, когда был, в частности, сделан первый подход к Восточной Пруссии. Пока еще неудачный. Тем не менее офигительно уставшая после Багратиона Красная армия ломилась через УР, нормальный такой УР с бетонными ДОТами в Восточную Пруссию.
При этом М.С. не замечает еще одной логической ловушки. Он пишет:
Немецкие потери составили порядка 2,5 процента от исходной численности личного состава Группы армий «Центр», поэтому неудивительно, что вермахту не потребовалось ни пяти месяцев, ни пяти недель, ни даже пяти дней оперативной паузы. 29 июня танковые дивизии замкнули кольцо окружения у Минска, 3 июля было возобновлено наступление на восток, 10 июля занят Витебск и началось форсирование Днепра, 16 июля немцы заняли Смоленск
ОК, никаких пауз как после "Багратиона". А почему наступление немцев на Москву не состоялось уже в июле 1941 г. и было в итоге отложено до октября месяца? М.б. что-то не так?
А причина-то паузы она в сопротивлении противника. Так что "главное" у М,С. оно повисает в воздухе:
Летом 41-го на чужой земле ему повстречалась вооруженная толпа, которую он быстро и умело превратил в длинные колонны безоружных военнопленных.
С волшебным превращением в пленных были проблемы. Высказывание М.С. это банальное вранье. В оперативной сводке группы армий «Центр» за 30 июня 1941 г. указывалось:
«Местность в районе Слоним, Волковыск, Гайновка, Пружаны, включая район Надль Замоски (вост. Добровка), сев.-вост. Новы Двур и западнее Колесце в общем очищена от противника. Захвачено много трофеев, различное оружие (главным образом арт. орудия), большое количество различной техники и много лошадей. Русские несут громадные потери убитыми, пленных мало» .
Слова про большое количество убитых звучат в документах ГА Центр рефреном. В в оперативном донесении группы армий «Центр» от 2 июля 1941 г. «Потери противника убитыми, по единогласным оценкам, чрезвычайно велики». Те же слова прозвучали в итоговом донесении группы армий «Центр» от 8 июля 1941 г. по завершении боев в котле: "Потери противника убитыми весьма велики".
Запфронт стоял и умирал, оказавшись в заведомо проигрышном положении упреждения в мобилизации и развертывании. Но за него рассчитались летом 1944 г.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →